Перевод долга (аль-Хаваля) | Шафиитский мазхаб

аль-Хаваля - сделка, которая приводит к переводу долга из под ответственности одного лица к ответственности другого, посредством формулировки.

Пример такого случая: Когда Зейд должен 'Амру 1000 долларов и этот время выплаты долга уже подошло (халль), чтобы он был "сабит", "лязим". В то же время, Ибрахим должен Зейду 1000 долларов аналогично. Теперь, Зейд говорит 'Амру "Я перевожу тебя, с той 1000 долларов которые я тебе должен, с себя на Ибрахима", а 'Амр говорит: Я принял. 

Обязательные элементы сделки типа "аль-Хаваля":
1) Мухиль - тот, кто должен изначально кому-то, и кто переводит долг
2) Мухталь - тот, кому должен "мухиль", и кого переводят на 3-е лицо.
3) Мухалюн 'алейхи - тот, на кого переводят "мухталя", чтобы он забрал у него свой долг.
4) Долг № 1 - долг, который "мухалюн 'алейхи" должен "мухилю".
5) Долг № 2 - долг, который "мухиль" должен "мухталю".
6) Формулировка

Условия действительности сделки типа "аль-Хаваля":
1) Согласие "мухиля". Т.е он не должен быть принужденным (мукрах)
2) Принятие "мухталя". Потому что "мухиль" должен ему и это его право, и оно может перейти к кому-то только с довольства "мухталя".
3) Чтобы долг был "сабит", "лязим". То что долг является "сабитом" означает что он существует в реальный момент времени, а не так что он будет через минуту или час или день. То что долг является "лязимом" означает, что долг не может "расторгнут и устранен", как мы ранее на это указывали.
4) Чтобы оба долга и "Долг № 1" и "Долг № 2" были идентичны с точки зрения вида долга (джинс), размера долга (къадр), описания долга (сыфат), времени выплаты (аджаль). 

Пример того, когда "вид" долга не одинкаков: Когда один должен золото, а другой серебро.
Пример, когда "размер" дола не одинаков: Когда один должен 1000, а другой 200.
Пример, когда "описание" не одинаково: Когда один должен цельные монеты, а другой - сколотые.
Пример, когда "срок" не одинаков: Когда долг одного уже подошел к сроку выплаты (срок), а долг другого еще нет (муаджжаль).

5) Знание о том, какой долг переводят и на какой долг переводят, с точки зрения описания (сыфат) этого долга и его размера (къадр).

6) Действительность "замены" (и'тийад) долга. К примеру, когда ты должен отдать в качестве закята 1000 долларов, то ты не можешь перевести уполномоченное для сборца лицо на другого человека, и сказать ему "Я перевожу тебя на Ибрахима, который должен мне 1000 долларовв", как один из примеров недопустимости.

Примечание: Если "мухалюн 'алейхи" не согласится отдавать долг либо уклоняясь от его выплаты, либо потому что у него сейчас нет денег, либо потому что он отрицает что он что-то должен - то "мухталь" не имеет права после заключения сделки требовать своих денег с "мухиля".

Комментарии