Виды примирения (ас-Сульх) | Шафиитский мазхаб

 

Виды примирения (ас-сульх):

1) аль-Хатыта - примирение с преуменьшением
2) аль-Му'авада - примирение с взаимным обменом

--------------------

1) Сульх аль-Хатыта - примирение с преуменьшением - назвал так, потому что челвоек уступает часть своего права, и это сульх применяется как в отношении предмета (аль-'айн), так и в отношении долга (ад-дейн).

Сульх аль-Хатыта в свою очередь делится на два вида:

- Сульх аль-Ибраъ: освобождение. Он применяется в отношении долга. Пример такого сульха: когда Зейд притязает на то, что 'Амр должен ему 1000 долларов, а 'Амр это отрицает. Затем 'Амр подтверждает это, а Зейд говорит "Я заключил с тобой сульк за 800 долларов, взамен той 1000 долларов что ты должен" и таким образом он уменьшил то, что ему полагалось на 200 долларов, производя освобождение (ибраъ).

Условием является чтобы это было произведено в форме мунаджжаз (без привязки к условию типа "если...то"), и чтобы была известна сумма в отношении которой это производится была известна (ма'люм).

Сульх аль-Ибраъ: освобождение. Он применяется в отношении долга. Пример такого сульха: когда Зейд притязает на то, что 'Амр должен ему 1000 долларов, а 'Амр это отрицает. Затем 'Амр подтверждает это, а Зейд говорит "Я заключил с тобой сульк за 800 долларов, взамен той 1000 долларов что ты должен" и таким образом он уменьшил то, что ему полагалось на 200 долларов, производя освобождение (ибраъ).

Условием является чтобы это было произведено в форме мунаджжаз (без привязки к условию типа "если...то"), и чтобы была известна сумма в отношении которой это производится была известна (ма'люм).

- Сульх аль-Хиба - примирение с дарственной, применяется в отношение предмета (аль-'айн). Пример такого сульха когда Зейд утверждает, что 'Амр незаконно захватил его дом, и 'Амр это отрицает, а затем признает. Далее, Зейд говорит "Я заключил с тобой сульх в отношении дома в обмен на его треть" и в таком случае он дарит 2/3 дома 'Амру, а 1/3 остается ему.

--------------------

2) Сульх аль-Му'авада- это переход от своего права к другому элементу, не важно является ли предметом тяжбы некий предмет (аль-'айн) или долг (ад-дейн).

То есть: К примеру, когда человек оставляет тот предмет который он требует, и просит взамен него другое.

У такого вида сульха есть множество ситуаций.

Когда такой сульх является сделкой купли-продажи в отношение некоего предмета (аль-'айн). Когда Зейд притязает на то, что 'Амр незаконно забрал его машину, а 'Амр отрицает это, а затем признает. После Зейд говорит "Я заключил с тобой сульх в отношение этой машины в обмен на эту корову" и получается что он будто-бы продал машину за корову. И здесь применяются все правила касающиеся сделки как например право на "хияр" и прочее. И здесь не ставится условием указывать какую-то конкретную корову, если их несколько т.е производить "та'йин", можно указать любую корову с нужными описаниями и это будет сделкой типа "салям".

Когда такой сульх является сделкой купли-продажи в отношение некоего долга (ад-дейн). Когда Зейд притязает на то, что 'Амр должен ему 1000 долларов, а 'Амр это отрцает и затем признает. Далее, Зейд говорит "Я заключил с тобой сульх в отношение этого долга в обмен на эут машину" и будто бы он купил машину за то, что тот ему должен. И здесь обязательно производить та'йин т.е чтобы предмет был конкретным, потому что недопустимо продавать долг за долг.

Когда такой сульх является "иджарой" (арендой). Как например, когда Зейд притязает что 'Амр должен ему незаконно захваченный дом, 'Амр это отрицает, а затем признает. Далее, Зейд говорит "Я заключил с тобой сульх в отношение этого дома в обмен на то, чтобы ты жил там в течение года отдавая в качестве платы за иджару 1000 долларов) и тогда это является иджарой.

Когда такой сульх является "'арийа" (одолжить). Как например, когда Зейд притязает что 'Амр должен ему незаконно захваченный дом, 'Амр это отрицает, а затем признает. Далее, Зейд говорит "Я заключил с тобой "сульх" в отношение этого дома в обмен на то, чтобы ты жил там год, а затем покинул его." и тогда это является 'арией  на срок равный году.

Комментарии