Арест имущества ребенка (хаджр ас-собийй) | Шафиитский мазхаб

Ребенок подвергается "аресту" или же "блокировке операций" (хаджр) без решения Шариатского судьи, и "блокировка" прекращается как только он становится совершеннолетним, благочестивым (рашид), и это также происходит без решения Шариатского судья.

Если ребенок достигнет совершеннолетия и при этом не будет благочестивым (рашид), а будет глупцом, который не умеет распоряжаться имуществом (сафих), то процесс блокировки распоряжения имуществом продолжается.

Быть благочестивым (рашид): означает быть благочестивым касаемо религии, благоразумным касаемо распоряжения имуществом.

Ученые говорят что благочестивость касаемо религии проявляется в том, что человек исполняет свои фарды (обязанности) и остерегается запретного;

А в отношении имущества благочестивость проверяется когда ребенок достигает совершеннолетия. В зависимости от профессии его отца его проверяю на умение и наличие определенных навыков, и если эти навыки будут иметься, то он считается прошедшим экзаменацию.

К примеру, если это сын торговца, то он должен уметь торговаться, и так далее. Подробно это упоминает имам ан-Навави в "аль-Минхадж", а также другие авторы.

Основополагающим мнением в мазхабе (му'тамад) является следующее: распоряжения (тасарруфат) со стороны ребенка подобно покупке, продаже и прочим видам не считаются действительными до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия будучи "рашидом".

Если же он достигнет совершеннолетия будучи "сафихом" то блокировка продолжается, а операции с его стороны выполняет его попечитель (валийй) который занимался его попечительством до совершеннолетия.

Если же ребенок станет совершеннолетним, а затем произведет например неразумную трату средств в отношении запретных вещей (табзир) то он не будет вновь подвергнут блокировке, кроме как если суждение о блокировке имущества не вынесет судья.

Положение касаемо разичных распоряжений имуществом (тасарруфат малиййа) со стороны ребенка: Его распоряжения не считаются действительными т.к он считается "маслюб аль-ибарати ва-ль-виляйа" т.е лишенным полномочий распоряжаться и брать нечто под контроль.

Попечителем (валийй) ребенка считаются: Отец который является справедливым ('адль), затем его отец по возрастанию (т.е дед, прадед и далее), затем тот кому поручили его опекать (васыйй), затем Кадый города.

Справедливость ('адль) это отсутствие совершения больших грехов, отсутствие упорства в малых грехах и отсутствие совершения того, что лишает достоинства в социуме (хаварим аль-муруат).

Попечитель распоряжается имуществом ребенка в том ключе, который является полезным и выгодынм (масляха) для ребенка, а также следить за имуществом ребенка и ростом этого имущества, обеспечивая его, выплачивая закят и производя необходимые расходы (муан). Он не имеет права продавать недвижимость того, кого он опекает, кроме как ввиду необходимости (хаджа) или явной выгоды.


Комментарии