Хияр аль-Маджлис | Шафиитский мазхаб

Хияр аль-Маджлис это право расторгнуть сделку купли-продажи пока обе стороны не покинули "маджлис" т.е собрание в котором производится сделка.

Не разрешается заключать сделку с условием что этого права (аль-хияр) не будет.

Все что не называется сделкой купли-продажи (аль-бай') как например освобождение от долга (ибраъ) или дарственная (хиба) или залог (рахн) и тому подобное - не может давать право на "хияр".

Условие которые позволяют применить право "хияр аль-маджлис" в сделках формата взаимного обмена (му'авада):

1) Чтобы это был исключительно взаимный обмен элементами с обеих сторон (му'авада махда). Таким методом мы исключаем "никях" (заключение брака) ибо там уже нет "хияр аль-маджлис".
2) Чтобы взаимо-обмен происходил в отношении предмета ('айн). Таким образом мы исключаем "иджару"  т.к в этом случае нет "хияр аль-маджлис", ибо здесь мы меняем определенный эквивалент на "выгоду" (манфа'а).
3) Чтобы сделка была "лязим" с обеих сторон.
4) Чтобы в сделке не было право на "принудительное овладение" (тамаллюк кахри). Этим мы исключаем такой случай как "шуф'а" (преимущесвенное право покупки)
5) Чтобы взаимной обмен не была подобной тем видам, который относят к облегчениям, установленным Шариатом (рухас). Как например, перевод долга (хаваля).

Когда пропадает право на использования "хияр аль-маджлис" ?

1) Если произошел "тахайур" т.е когда оба выбралии действительность сделки (имдоъ аль-акд) - тогда право пропадает у обоих. Если же действительность сделки (имдоъ аль-акд) выбрала только одна сторона, то она лишается "хияр аль-маджлис" но он остается у второй.

Пример: Когда оба говорят "Мы выбрали решение, что сделка действительна" и тому подобное или когда они говорит "Я выбрал решение о том, что сделка действительна".

2) ат-Тафаррук би-ль-абдан (Расставание выражающееся в телесных действиях). Когда по своей воле люди расходятся так, что это считается взаимным расставанием друг с другом с точки зрения людской традиции (урф).

Пока они находятся в "маджлисе" сделки или к примеру в процессе сделки они идут вместе и не покидают друг друга- они не лишаются права на "хияр", пока они не считаются с точки зрения людской традции "разошедшимися".

Если вы находитесь в маленьком магазинчике, то "тафаррук" произойдет когда кто-то из вас выйдет оттуда.

Если вы находитесь в большом магазине, то "тафаррук" произойдет сменой места в котором он сейчас находится.

Если вы находитесь на улице или на площади, то "тафаррук" произойдет когда кто-то из вас повернется к другому спиной и пройдет 3 и более шага.

- Если человека принудили произвести "тафаррук" т.е если человек "мукрах" - то он не лишается права на "хияр аль-маджлис".

- Если в процессе сделки человек умер т.е произошел "тафаррук би-ль-арвах" то право "хияру-ль-маджлиса" остается и вы уже переключаетесь на потомком умершего (вараса), у этого есть свои условия, которые мы в дальнейшем обсудим, ин шаа Ллах.

Комментарии