Способы избежать риба в сделке | Шафиитский мазхаб


Если в сделке, которая может вызвать риба, учавствуют два одинаковых класса (джинс) и при этом один из них превышает другой, т.е нет идентичность (мумасаля), а наоборо есть превышение (тафадуль) с одной из сторон, то у нас есть определенные выходы, чтобы сделка была совершена, и при этом мы не опали в риба.

Для примера, когда в сделке учавствуют два одинаковых "джинса" возьмем случай: 

Ахмад хочет продать 100 грамм белого золота в обмен на 300 грамм красного золота, которые есть у Зейда.

Джинс (класс) в обоих случаях: Золото
Нав' (вид) №1 : Белое золото
Нав' (вид) №2 : Красное золото
Идентичность: Отсутствует, т.к красного золота больше чем белого золота.

1) Ахмад покупает у Зейда 300 грамм красного золота за деньги (другой класс/джинс), и здесь действуют условия которые описаны в случае {Если "илляту-р-риба" одинаковая, а классы (джинс) разные}. Затем,  Зейд покупает у Ахмада в обмен на эти деньги/этот товар 100 грамм белого золота. В итоге, каждая сторона получила свою "часть" и не впала в риба.

2) Ахмад дает в заем (кард) Зейду 100 грамм белого золота, а Зейд - дает в заем Ахмаду 300 грамм красного золота. Затем каждый из них производит процесс освобождения (ибраъ) от возвращения данного в заем. Никто ничего никому не должен возвращать, каждый получил свою часть и не впал в риба.

3) Ахмад производит акт дарения (хиба) Зейду 100 грамм белого золота, а Зейд производит акт дарения (хиба) Ахмаду 300 грамм красного золота.

4) Ахмад и Зейд производят сделку купли-продажи 100 грамм белого золота в обмен на 100 грамм красного золота т.е соблюдая такой момент как "мумасаля" или "тамасуль", затем Зейд производит акт дарения (хиба) Ахмаду излишка т.е оставшихся 200 грамм.

Все эти методы разрешено использовать, если изначально не было договоренности поступить так, при заключении сделки. 

Но, тем не менее, если стороны вознамерились так поступить изначально. применение этих методов будет нежелательным (макрух), противоречащим Сунне.



Комментарии