Требования к формулировке иджаб/кабуль | Шафиитский мазхаб



Формулировка - это предложение (иджаб) и согласие/принятие этого предложения (кабуль).

Иджаб - то, что указывает на передачу права другому человеку.

Предложение (иджаб) бывает двух видов:
1) Явное (сарих) - не нуждается в дополнительном намерении, так как является однозначным.
2) Метонимическое (киная) - нуждается в дополнительном намерении, т.к не является однозначным.

Кабуль - то, что указывает на принятие этого права.

Формулировка (т.е то, что состоит из "иджаба" и "кабуля") была утверждена как условие, потому что довольство сделкой - скрытый фактор, и нам нужно нечто, что указывало бы на довольство сторон при сделке.

Истиджаб - требование покупателя о том, чтобы продавец произвел "иджаб". Как например если покупатель говорит "Продай мне эту книгу за 500 рублей" и продавец говорит "Я продал тебе"

Истикбаль - требование продавца о том, чтобы покупатель произвел "кабуль". Как например если продавец говорит "Купи у меня эту книгу за 500 рублей", и покупатель говорит "Я купил".

Бай' аль-Му'атат: это сделка купли-продажи когда нету ни иджаба, ни кабуля, или есть одно из них.  Основное мнение Шафиитского мазхаба заключается в недействительности этой сделки.

Однако, имам ан-Навави выбрал мнение (ихтияр) - и этому мнению можно следовать - что "бай' аль-му'атат" считается действительным во всех сделках, который в обычае людей считаются сделками купли-продажи.

К формулировке предъявляется 13 условий:

1) Чтобы "иджаб" и "кабуль" не раздела посторонняя речь.

Посторонняя речь это все что не связано с продажей, а если же к примеру был разговор касаемо условия о возможности возврата или приведения свидетелей или залога то это не вредит.

2) Чтобы "иджаб" и "кабуль" не разделяло долгое молчание.

Долгое молчание - это молчание сверх обычного, чтобы бывает в обычном разговоре. И некоторые ученые сказали, что это молчание которое указывает на оставление "иджаба" или "кабуля", так что это, по обычаю людей, не считается ответом.

3) Чтобы "иджаб" и "кабуль" совпадали по смыслу. 

Если кто-то скажет "Я купил у тебя эту книгу за 10 долларов" а ему ответит продавец "Я принял это, за 5 долларов и еще 5" то смысл совпадает, но если он скажет "Я принял, за 20 долларов" то сделка будет недействительна.

4) Отсутствие условия (та'лик). 

Как например: "Когда наступит Рамадан - я продал тебе эту книгу"

5) Отсутствие временного ограничения (та'кит):

Как например: Я продал тебе эту книгу на месяц.

6) Чтобы прежде чем ответит вторая сторона (будь это продавец или покупатель, смотря кто из них начал процесс "иджаба" и "кабуля") не изменил свое решение т.е чтобы он не прекратил сделку или не расторг, прежде чем второй закончит говорить.

К примеру, если Зейд скажет Умару "Я продал тебе эту книгу за 100 рублей" и прежде чем Умар закончит говорить "Я принял" он скажет: "Я хочу прекратить сделку".

7) Чтобы произнесение слов "иджаба" и "кабуля" было слышимым настолько, чтобы рядом стоящий услышал это.

Жест немого человека - если он понятен каждой из сторон - считается явной формулирвкой (сарих), а если жест понимают только специалисты или те кто знает этого немого и находится в его обществе, встречается с ним - то этот жест считается метонимическим (киная) и требуется наличие дополнительного намерения. Жест же человека который может говорить не принимается в расчет.

8) Чтобы одна из сторон не потеряла свою легитимность (ахлиййат) для сделки пока сделка не завершится.

К примеру, если продавец сделал предложение (иджаб) и прежде чем покупатель принял (кабуль) - продавец сошел с ума, то сделка недействительна.

9) Форма обращения ко второму лицу (аль-Хытаб).

К примеру "Я продал тебе", "Я купил у тебя".

10) Чтобы "иджаб" или "кабуль" были произнесены до конца самим человеком будь это продавец или покупатель, а не кем-то другим.

11) Чтобы тот, кто начнет первым (будь это продавец или покупатель) упомянул цену.

12) Чтобы в словах присутствовало упоминание купли-продажи. Т.е "Я продал тебе...."

13) Чтобы сказавший произносил слова, имея ввиду их смысл.

К примеру, если человек не знающий арабского языка скажет "би'тука" (т.е я продал тебе) не зная смысла того, что говорит - сделка не будет действительна.

---------

Товар бывает 4-х видов:

1) Продажа видимого предмета: т.е предмета который видели и покупатель и продавец. Такая сделка действительна.
2) Продажа предмета который описан и который обязуются предоставить. Эта сделка действительна, при определенных условиях и к ее числу относится сделка типа "салям".
3) Продажа скрытого предмета: то есть того, который не видели ни продавец, ни покупатель или кто-то один из них.
4) Продажа выгод (манафи'). Как например, продажа права на постройку дома на этой территории.

Комментарии